Судебный процесс по делу о немецко-фашистских зверствах в городе Смоленске и Смоленской области в отношении германских военнослужащих группы армий «Центр» по обвинениям в массовых преступлениях против гражданского населения, включая несовершеннолетних детей, а также военнопленных.
Перед судом предстали 10 обвиняемых. Основным виновником военных преступлений на территории Смоленщины был признан генерал Максимилиан фон Шенкендорф, начальник частей обеспечения и тыла группы армий «Центр», к тому времени уже умерший.
Военным трибуналом Смоленского военного округа семеро подсудимых были приговорены к смертной казни через повешение, остальные получили различные сроки лишения свободы.
Лекарский помощник 551 военного лазарета Р. Модиш лично брал для вермахта кровь у советских детей — вплоть до смерти от истощения. В лазарете у смолян извлекали части роговой оболочки глаза, которая затем пересаживалась раненым немецким офицерам. Как показал на суде Модиш, одного советского офицера-танкиста отдали на опыты студентам, специально «приехавшим на практику из Германии». После этой «практики» офицер потерял сознание от потери крови и Модиш вколол ему смертельную дозу строфантина. Для тестирования лечебных средств Модиш заражал кровь раненых советских военнопленных: «Ежедневно таким способом убивали по 180-200 человек, а всего за время службы Модиша в лазарете было умерщвлено 3500-4000 советских военнослужащих». Лично он уничтожил разными способами не менее 23 советских военнопленных.
Старший солдат Й. Райшман был дрессировщиком собак 350-го пехотного полка. В тыловом Смоленске он, видимо, скучал и поэтому травил жителей овчарками. Однажды загнал псами и изнасиловал 14-летнюю девочку. В «кровавую ночь» (по его выражению) октября 1941 года по улицам Смоленска двигалась колонна советских военнопленных. Без приказа (видимо, для забавы) Райшман и другие солдаты открыли стрельбу по колонне. Райшман участвовал в массовом расстреле мирного гражданского населения в поселке Монастырщина и в нескольких деревнях под Смоленском, в городе Борисове, где было истреблено свыше 12 тысяч советских граждан:
Все остальные подсудимые (В. Вайс, К. Гаудиян, Ф. Генчке, Э. Мюллер, В. Краузе, Г. Винклер, Э. Эверест) также участвовали в убийствах военнопленных и в карательных акциях. Лично убивали, жгли, насиловали. Об этом сообщали они сами, а также свидетели, экспертизы, акты ЧГК.
Государственный обвинитель Л.Н. Смирнов выстраивал цепочку преступлений от нацистских главарей, обвиняемых в Нюрнберге до распространителя их идей М. фон Шенкендорфа и конкретных 10 палачей на скамье подсудимых: «сожжение людей заживо, потрясающие своей холодной жестокостью случаи умерщвления людей во время медицинских экспериментов, умышленное заражение их разного рода инфекциями, умерщвление 5-летних детей путем обескровливания. В этом повинны сидящие перед нами 10 немецких злодеев. За это же отвечают и преступники на Нюрнбергском процессе. Как те, так и другие являются участниками одного и того же сообщничества, как те, так и другие в неравных ролях, но в течение длительного времени состояли в одной и той же преступной шайке».
Суды:
Военный трибунал Смоленского военного округа
Даты:
15.12.1945—20.12.1945
Место:
СССР
(РСФСР)
Смоленск
(Дом офицеров)